За здоровое белорусское телевидение

Возврат на главную страницу
С сайта www.razgovor.org :

По поводу стиляг, фильма "Стиляги" и статьи К. Крылова об этом фильме.

Статья называется "Мир стиляг: цвет, честь, смерть" и была опубликована 19.02.2009 на сайте www.razgovor.org. Там же и разговорились по её поводу. Ниже приводятся некоторые развёрнутые высказывания участников "форума".

Из статьи:

"На первый взгляд, мир 'стиляг' -- женский. Это мир, в котором девушки красиво одеваются, дарят поцелуи, и даже, представьте себе, иногда занимаются любовью, да ещё и 'во всяких изощрённых позициях'. Типичное 'девичье царство'. Но это на первый взгляд. На второй -- оказывается, что это мужской, маскулинный мир, построенный на жёсткой пассионарной этике. Если кратко -- это мир чести, причём мужской чести. Главная нравственная ценность этого мира -- сохранение лица, причём любой ценой. А цену приходится платить почти евангельскую. Это звучит парадоксом. Стиляги -- гедонисты, любители лёгкой и красивой жизни, бонвиваны и тунеядцы. Во всяком случае, они это декларируют и старательно изображают. Что же на самом деле? Начнём с банального. Для подавляющего большинства стиляг уход в этот мир означает радикальный разрыв с окружением, включая родителей, супругов, братьев и друзей[1]. Причём физически уйти из этого окружения нельзя: они остаются в нём (ибо уходить из советского мира некуда), и вынуждены ежедневно и ежечасно терпеть унижения и нападки, не имея даже возможности ответить тем же: советскому миру чужда справедливость, и в любом конфликте стиляга обречён. Это -- то есть нападки на стиляг со стороны решительно всех, начиная от 'родной мамы' и кончая прохожими на улице и пассажирами в троллейбусе -- демонстрируется и подчёркивается в фильме постоянно. Ежедневное унижение -- обычная участь практически любого 'чувака' или 'чувихи'. И эти поношения нужно сносить терпеливо, держа лицо и гордо улыбаясь -- изо дня в день[2]. В конце концов доходит и до мученичества: всех стиляг 'ввергают в узилища' под улюлюканье толпы. Это с одной стороны. С другой -- неприятие мира 'жлобов' психологически тяжело и для самих стиляг. Не будучи диссидентами, не отрицая, по существу, даже советскую идеологию, (поскольку никакой другой у них нет) они не имеют того стержня, который был, скажем, у русских революционеров, которые хотя бы воображали себя борцами с режимом и жертвами борьбы роковой." "Разумеется, в мире стиляг принята своя мораль, отрицающая мораль 'живых' (если советских людей можно назвать таким словом). Мы уже определили эту мораль. Она отрицает совесть -- и основана на понятии чести. И т. д."

Из высказываний о статье, стилягах, массовой музыке, кино:

О связи молодёжной музыки и наркотиков: "'Битлз' -- результат социального эксперимента по изменению сознания. Популярность была искусственно создана английскими и американскими учеными-социологами. 'Битлз' никогда не стала бы сверхпопулярной группой, не приложи к этому свои руки Теодор Адорно, сочинивший музыку к большинству хитов 'Битлз', и многочисленные СМИ, действовавшие по указке 'сверху'. Американский писатель Gary Allen говорил: 'Молодежь верит, что бунтует против Истеблишмента. А Истеблишмент владеет и управляет радио- и телевизионными станциями, массовыми журналами и компании звукозаписи, которые превратили рок-музыку и ее исполнителей в могущественную силу американской жизни'. Добавим, не только аме- риканской. Спрашивается, для чего 'капиталистам' помогать своим идейным 'врагам'? Только в том случае, если 'враги' неопасны и контролируются самими 'Истеблишментом'. Если это так, то понятно, почему в июне 1965 года 'за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании" королева наградила музыкантов орденом Британской империи (из-за протеста некоторых кавалеров ордена церемония прошло только в конце октября). Для чего монархия Великобритании - хранительница морали и протестантской религии -- удостоила такой чести Джона Леннона, известного бунтаря и предводителя молодежной революции 60-х годов, который летом следующего года заявил Христианство рано или поздно изживет себя. Оно съежится и исчезнет. Или т. н. молодежная революция была полностью спланирована и разыграна как по нотам? Феномен 'Битлз' был тщательно разработанный план ввода чрезвы- чайно разрушительного элемента в большую целевую группу населе- ния, сознание которой планировалось изменить против ее воли." Никто бы не обратил внимание на шутовскую группу из Ливерпуля, если бы пресса не подняла вокруг них настоящий ажиотаж ( можно здесь вспомнить каким образом "становятся" популярными современ- ные поп-звезды). А двенадцати-атональную систему "музыки" для "Битлз" сочинил известный теоретик музыки. Тавистокский институт человеческих отношений и его Стэнфордский исследовательский центр сотворили специальные молодежный слэнг ("тинэйджер", "cool" и другие слова были изобретены учеными социологами), новый стиль одежды, прически. Одним словом, был создан новый стиль жизни (битники, хиппи, "разбитое поколение"). Таким образом, была очер- чена граница целевой группы воздействия (процесс "фрагментации -- неадекватной адаптации"), которая затянула миллионы молодых людей в свой культ. И "стиляги" в этой же пестрой компании." "Западная молодежь (особенно американская) подверглась ради- кальной революции, начавшаяся 7 февраля 1964 года, когда "ливер- пульская четверка"прибыла в нью-йоркский аэропорт Кеннеди. Бук- вально за несколько дней при помощи СМИ "Битлз" стали сверхпопу- лярны. Вслед за "Битлз" в США стали прибывать и другие рок-груп- пы. Рок концерты стали обязательным элементом повседневной жизни американской молодежи. В тандеме с этими "концертами" пропорцио- нально росло и потребление молодежью наркотиков. Дьявольский бедлам тяжелых ударных звуков глушил сознание слушателей до такой степени, что любого можно было легко убедить попробовать новый наркотик лишь потому, что "все делают это"." "В это время один из химиков швейцарской фармацевтической ком- панией "Sandoz" открыл синтез эрготамина -- одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Это была лизергиновая кислота, более известная как ЛСД. Новый "чудо-наркотик"стал быстро распро- страняться в "пробных" упаковках, бесплатно раздаваемых в коллед- жах и на рок-концертах по всей территории США. ЛСД приобщил аме- риканскую молодежь и к другим наркотикам. Несмотря на очевидный рост распространения наркотиков, Управление по борьбе с наркоти- ками США (УБН) не вмешивалось в ситуацию. Старшее поколение, разумеется, возмутилось. Но весь свой гнев обратило не на источник распространения наркотического зла, а на последствия наркомании. Обвиняли молодежь, родителей, правоохранительные органы, но только не тех, кто это все устроил." "Анализ битломании и связанных (а так же порожденных ею) молодежных субкультур (...) абсолютно верен -- умелое манипулирование неокрепшим сознанием с помощь мощного рекламирования в целом довольно посредственной музыки и весьма примитивных текстов( их нужно читать в оригинале), а также превращение в идолов самих исполнителей -- тоже достаточно ординарных ребят. Задача понятна -- в начале 60 -х молодежное движение на Западе начало резко политизироваться -- под влиянием очередного кризиса, войны во Вьетнаме, кубинской революции и т.д.Волну политизации нужно было сбить, сохранить буржуазное сознание молодежи. Был оперативно разработан комплекс мероприятий. Одним из них и был проект "Битлз. Сейчас мало кто помнит, что до "БитлЗ" и в начале "Битлз" более популярным был "Ролинг Стоунс"- более радикальная и атибуржуазная группа. Однако с помощью мощной рекламы ласковое блеенье "Битлз" забило более сильную и, несомненно, более талантливую группу. Вялые политические протесты "Битлз" были имитацией подлинного политического участия. Мягкий радикализм "Б" был прививкой, благодаря которорой молодежь Запада не захворала подлинной революцией." "'В историческом аспекте джаз -- это синтез, полученный в ориги- нале из 6 принципиальных источников. К ним относятся: 1. Ритмы Западной Африки; 2. Рабочие афроамериканские песни (work songs, field hollers); 3. Негритянские религиозные песни (spirituals); 4. Негритянские светские песни (blues); 5. Американская народная музыка прошлых столетий; 6. Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров'. ('История джаза', автор -- президент Нью-йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс). ЗЫ. Вааще же, как верно отмечено в <Степном волке>, человек европейской культуры должен подсознательно чуйствовать в джазе нечто чуждое и враждебное своему существованию. Это ЧУЖИЕ ритмы -- ритмы инициационных ритуалов первобытных африканских племен." "Что-то автор нафантазировал много на пустом месте. "Стиляги", "битломаны" и все прочие просто поддались на мираж, но за этим миражом действительно была пустота, ловушка-сознания, запущенная в наш социум. СССР не был приспособлен бороться с такими вируса- ми, его общество было одноядерным, все завязывалось на единый центр и определялась им, соответственно и всякое уклонение "от линии партии" было конфликтом с центром, отсюда все больше людей, групп, страт выбивались явно или неявно из влияния центра, общес- тво начало распадаться -- в конфликте традиционного общества и общества матрицы победило общество матрицы. Отсюда и изначальная обреченность идеи построения "национального государства", тоже являющегося одноядерным" -- одна основа -- этичность -- и чрезвычайная уязвимость с этой точки зрения, неприменно найдутся новые стиляги и прочее, и уже будет уничтожена не только наша незасимая система, как это было в случае с СССР, но и сама этичность -- русскость окажется под ударом. Необходимо самим учиться формировать такие образы-вирусы , разрушительным образом воздействующие на массовое сознание человека иной системы и делающего этого человека чужим враждебным системе в которой он обладает -- таково сейчас оружие массового поражения." "Каким образом рекламировался новый образ жизни: сексуальная революция, наркотики? Очень просто. Так как рекламировать нарко- тики нельзя, можно просто начать о них говорить. Организуются всевозможные ток-шоу, где в прямом эфире группы "экспертов" рекламируют наркотические вещества под видом "обсуждения", а участники шоу демонстрируют различные точки зрения, сторонники и противники высказываются за или против. В газетах и журналах пишутся подробные статьи о проблеме. В результате обсуждавшийся вопрос прочно застревает в сознании публики. Кроме того, старшее поколение и молодежь (которые предварительно были "фрагментирова- ны" друг от друга) по-разному воспринимают эту информацию, поэтому "пропагандисты наркотиков" с экранов телевизоров и с полос печатных СМИ высказывались таким образом, чтобы быть понятным только молодым. Как закономерный итог "обсуждения проблемы, которую надо создать": рост распространения наркотиков. Таким же образом, в СССР (а позднее в России) "появился"секс, наркотики, гомосексуалисты и т.п. Все эти явления, разумеется, существовали и ранее, но стали серьезной проблемой только после того, как их начали прилюдно рекламировать под видом обсуждения. Кстати, так называемая "война с наркотиками"- фарс (ловят лишь тех, кто пытается в одиночку начать влезть в этот бизнес или случайные мелкие партии). Истинные владельцы наркобизнеса вовсе не представители развивающихся стран, да и наркотики обычно перевозятся крупными партиями под надежным прикрытием." "Для чего все это было нужно? Во-первых, ради денег. Торговля колебаниями воздуха приносит астрономические состояния. Причем доходы превышают расходы в десятки и сотни раз. Музыка не относится к товарам первой необходимости, но ею кормится огромное количество всевозможных музыкантов, продюсеров, промоутеров, компаний звукозаписи, СМИ и пр. Еще больший доход дает торговля наркотиками (в западных странах тесно связанная с музыкой). И, самое главное, западные ученые и политики, создали новую форму тоталитаризма для контроля над личностью. Эта революция на самом деле не освободила молодежь, а, наоборот, закабалила (вспомните Дж. Оруэлла "свобода -- это рабство"). Если раньше молодежь всегда активно протестовала против существующего миропорядка, то теперь вся их энергия направлена из политической сферы в сферу "лохматых причесок, грязных штанов и курения "травки" (то, что сейчас "рулит" поп, а не рок, совершенно неважно). Нынешний молодежный протест -- пассивен и уже не имеет той былой силы, которая позволяла им активно изменять мир. Несмотря на то, что современная молодежь считает, что может иметь свободу выбора и самостоятельно мыслить, она никогда еще не была так управляема и направляема."

О фильме:

"Последние кадры, где прошлые и будущие нонконформисты и неформалы всех времён чествуют Мэла и Пользу -- это, конечно, "тот свет", стиляжий рай по ту сторону пространства и времени -- во время съемок этой сцены в Минске, когда 500 статистов ринулись по узкому коридору в зал, насмерть затоптали актрису минского таетра. После смерти актрисы фильм решили переименовать из "Танцев на костях" в "Стиляги". Неужели автор статьи не знал об этом, или сознательно проигнорировал, как и все другие заказные пиарщики этого фильма? Фильм не смотрел и смотреть не буду, а Ярмольника за такие организации съемки и терроризирование массовка за яйца надо подвесить." "Крылов пытается доказать,что носителями высшей морали в СССР, её фактической элитой были 'стиляги'( в основной своей массе либо полунищие маргиналы, либо фарцовщики-спекулянты с примкнувшими к ним отпрысками совбуржуа), а не созидательная советская студен- ческая и научная молодёжь, кстати, весьма скептически относящаяся и к комсомолу и к идиотской официальной коммунистической идеоло- гии. Смею заметить, вокруг комсомольских функционеров в вузовской среде всегда был вакуум. На 'стиляг' же, по большей части просто начинающих разлагаться алкоголиков и бездельников, смотрели как на юродивых, коими они де-факто и являлись." "Самое странное, что мои приятели, которым по 17-20 лет, настолько влюбились в этот фильм, что даже вечеринки теперь устраивают в стиляжном духе." "Антисоветизм -- явление довольно антироссийское, так что всякие "Стиляги" работают скорее на США, чем на Россию. Фильм неприятен своей прямолинейной проамериканской пропагандой. Да он и не стоит никакого анализа -- многовато чести будет. Жаль, что уважаемый APN печатает всё больше антироссийских стаей. СССР -- высший пик российског могущества, а стиляг жалеть не за что. Да и фарцовщики - никакие не герои. Фарцовщики очень близки антихристианскому Золтому Тельцу, так что ставить им памятник -- большая подлость. Модные тряпки это, конечно хорошо. Но не до такой степени, чтоб делать из них Бога." "К концу 50-х в СССР завершился процесс окончательного обособления партноменклатуры и простого народа. К этому моменту партноменклатура фактически уже жила при коммунизме. При этом дети высшего руководства всегда жили совершенно обособлено от остальных ребят. Но приходило время получать высшее образование и они были вынуждены на какое-то время пересечься с другим миром. Ведь специальных вузов, за исключением МГИМО, а он всех не мог вместить, для детей элиты тогда не было. Учились то вместе, но и здесь между ними и ребятами из народа всегда пролегала не скрытая, а открытая неприязнь. Одни ютились в общежитии, старались <сэкономить> 3 копейки на трамвае, другие приезжали в институт на собственных машинах и студенческие столовые принципиально не ходили. У них вполне хватало бабок на рестораны. Но, что интересно, среди простых ребят тогда еще не было никакого лизоблюдства перед элитным сбродом. Последних такое положение дел просто бесило. Движение стиляг это своеобразный ответ зажравшихся на презрение остальных. Вы нас не уважаете, так посмотрите как мы можем жить, во что одеваться, что жрать. Были ли у них подражатели? Были, шили себе из какого-то дерьма нечто подобное. Занимались самострижкой под них и т.д. Но это уже были не какие-то борцы за что-то и с чем-то, а откровенные отбросы общества. Пена, которая исчезла, не оставив после себя никаких следов. Причем это были исключительно единичные случаи. Говорить о наличии какого-то пусть даже не массового, но хотя бы заметного, движения стиляг среди простого народа, это нагонять тень на плетень. Не знаю возраста писавшего, но не думаю, что он не в теме. Прекрасно все понимает и знает. Знает, что никаких стиляг среди ребят из народа просто не было. Детишки высокопоставленных чиновников порезвились и все. Причем резвились исключительно в ресторанах и на "Бродвее" -- на улице Горького. Резвились весьма похабно, с большой долей презрения к окружавшим их людишкам, а по тому исключительно под охраной милиции. Иначе им бы крепко досталось. Дружинники же ловили в основном не стиляг, а наркоманов. Это была совершенно новая напасть. Следствие больших бабок, которые стала получать тогдашняя элита, и уже наметившего разложения этой самой элиты, пусть в начале всего лишь на бытовом уровне. Другой вопрос, что наибольшее распространение наркотики получили как раз среди стиляг. Теперь эта пена постарела. Начала задумываться о бренном. К тому же их детишки и внучата окончательно разобрались с попутчиками и теперь рулят государством безо всяких идеологий. Т.е. у них появилась возможность и бабки, чтобы переписать историю, а заодно расквитаться со своими обидчиками. Этим они и занимаются. 'Стиляги' всего лишь небольшой эпизод в том бесконечном потоке грязи, который они обрушили на нашу историю и на наш народ. Одновременно они занимаются возвеличиванием всяких отбросов и нелюди. При этом ребята тогда одевались и жили совсем иначе, чем показано в этом "правдоподобном" фильме. И веселились от души и не забывали о моде. Не было уже той серой одноликой массы. Сейчас в инете полно фотографий тех лет, после просмотра которых от "Стиляг" мало чего остается." "Радужное житьё-бытьё детей начавшей разлагаться советской элиты, видевших жизнь из окна папиной эмки, а также спекулянтов-барыг, удовлетворяющих их потребности в шмотках и косметике, отчётливо противопоставляется Тодоровским унылым будням "жлобов" -- простых советских людей, живущих в коммуналках, отвратительно одетых и однообразно причесанных. Естественно, лихо отплясывающие рубаха-парни стиляги и их размалеванные подружки-стилюжки смотрятся куда привлекательнее, чем клепающие на заводе гайки или сидящие с книжкой на студенческой скамье "жлобы". Вывод плохообразованного молодого россиянина однозначен: "совок" -- это плохо. Важное место в сюжете фильма занимает Очень Интеллигентная Еврейская Семья во главе с Ярмольником, важно произносящим: "В стране, в которой даже чихнуть без опаски нельзя, он просто танцует". И далее -- полный набор: про тётю Фиру, которую посадили за то, что портрет Сталина напротив уборной повесила; про дядю Адольфа, севшего за неправильное имя; и как апофеоз -- всегда собранный чемодан. Это, естественно, не лишняя предосторожность. Ведь кровавые чекисты могут в любой момент вломиться в любой дом и ни за что ни про что забрать честного человека в тюрьму. Из этой же серии и вопли истеричной партработницы: "На Колыме сгною!". Зритель должен отчётливо представлять, как страшно было жить в тоталитарном государстве. Ближе к концу фильма Тодоровский показывает и арест бедного еврейского юноши злобными работниками НКВД. Зритель должен понимать, что такое поломанные человеческие судьбы! О песнях, звучащих в фильме, нужно сказать отдельно. Песни были взяты из 80-х годов -- эпохи, непосредственно предшествующей крушению СССР. Далеко не всегда они к месту, и очень редко -- в удачном исполнении. И все они, кроме уже упомянутой песни 'Наутилуса', абсолютно нейтральны с политической точки зрения. А, между прочим, напрасно! Вот если бы вместо песен "Браво", "Чайфа" или "Зоопарка" включить песню БГ со словами: "Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть", а ещё лучше шевчуковских "Мальчиков-мажоров"! Сразу стало бы понятно, почему комсомольский патруль (в перерывах, кстати говоря, между поимкой настоящих хулиганов) активно разбирался с недорослями уже начинавшей гнить и разлагаться советской элиты. Ряженые в стиляг, увлечённые западной маскультурой в то время, когда страна практически стояла на пороге войны с Западом, -- какие эмоции могли они вызывать у нормальной послевоенной советской молодёжи, вовсе не избалованной комфортом? Именно те эмоции, которые и заставляли комсомольцев стричь стилягам волосы и резать брюки. Да ещё сожалеть, что не двадцатые сейчас годы, к стенке не поставишь. У мюзикла интересный конец. Стиляга-самец вместе со своей самкой бегут по улице, встречая по дороге будущие поколения неформалов, -- панков, хиппи и прочих. В счастливой толпе этих самых разнообразных клоунски одетых деятелей их и застаёт надпись "конец". Таким образом, Тодоровский явно намекает на то, что подобное никогда не прекратится -- всегда будет некая антисоциальная контркультура в молодёжной (и не очень) среде. Так-то оно, пожалуй, и так. Вот только стиляг с удовольствием обстригали комсомольские патрули, а хиппарей и панков лупцевали крепкие парни из пригородов, получившие в народе не совсем правильное название "люберов". А вот нынешнее поколение неформалов явно приводить в чувство некому. И это-то больше всего и тревожит: в тяжело больной стране раз-два и обчёлся здоровой молодёжи. И значительная часть вины за это лежит как раз на Тодоровском и ему подобных, снимающих мюзиклы, подобные рассмотренному выше..." "На диво бессмысленный фильм, вызывающий тягостную депрессию. Жанром сказки еще можно оправдать карикатурное изображение середины 1950-х, когда, на самом-то деле, все были и стилягами, и комсомольцами. По фильму же, все комсомольцы носили концлагерные балахоны и косынки, а кудри и юбки 'солнце-клеш' были идеологическим преступлением. Жанром мюзикла можно оправдать и полное отсутствие намеков на какую бы то ни было сценарную фантазию. Но главная беда в том, что в России, очевидно, никто не умеет сочинять. Поэтому композитор, боже мой, Меладзе принялся калечить хиты русского рока, а это уже эстетическая уголовщина. От 'Американской жены' и 'Скованных одной цепью' оставлены лишь припевы, промежутки между ними заполнены корявыми виршами. Не тронули только 'Человека и кошку', но лучше бы тронули. На экране ее исполняет, наяривая на баяне, герой Гармаша в огромной коммуналке. А иллюстрируют песню кадры его возвращения с войны. К чему сей сон? Причем здесь песня Чистякова, фронт, коммуналка? Так же, как и с русскими песнями, авторы обошлись с нерусскими мюзиклами, позаимствовав по чуть-чуть из 'Стены', 'Танцующей в темноте', 'Волос', не говоря уж о финальном плагиате из 'Цирка' Григория Александрова. Возможно, по каким-то мистическим причинам, любой фильм безвозвратно портит присутствие Леонида Ярмольника, от появления которого в роли жертвы 'дела врачей' не мудрено и антисемитом стать."

Возврат на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz