За здоровое белорусское телевидение

Возврат на главную страницу
С сайта www.belgazeta.by :

Алексей ДЕМЬЯНОВ

МОГИЛЕВСКОЕ ВИДЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

31.07.20006

Белорусское телевидение создает телеобразы не только для политиков, но и для чиновников разных рангов. Однако с особым настроением оно ваяло и монтировало образ своего бывшего руководителя Григория Киселя.

История создания телеобраза Киселя начинается с 1994г., когда он оказался в числе первых тружеников Могилевщины, перебравшихся в Минск на повышение. До этого времени он работал главным редактором областной газеты "Могилевские ведомости", но 5 августа 1994г. указом президента N27 Госкомитет Беларуси по телевидению и радиовещанию был упразднен, а на его базе создана Национальная гостелерадиокомпания. Ее председателем и был назначен Григорий Кисель.

За без малого пять лет чуткого руководства телекомпанией в ней мало что изменилось, в том числе и сетка вещания. В понимании руководства БТ это, наверное, следование традициям. Разве что несколько раз обновились заставки и модернизировалась служба новостей, превратившись в идеологического монстра АТН. Да еще у председателя БГТРК выросла борода.

Однако телеобраз своему бывшему шефу БТ создало довольно интересный, хотя тоже с бородой. Самое существенное отличие его от всех других - "портрет в интерьере". Практически никогда Кисель не являлся автономным и самостоятельным субъектом в кадре, скорее, он оказывался в нем как будто случайно. Несмотря на то, что Кисель возглавлял крупнейший республиканский "медиа-холдинг", он предпочитал не делиться своими планами по развитию национального телевидения, а молча возглавлять компанию. Подобно живописному портрету его телеобраз безмолвен, но это молчание не всегда золото.

Где бы Кисель ни возникал в кадре, он всегда был на фоне каких-то более весомых персон. Причем восприятие его образа в зависимости от "интерьера", в который помещен один и тот же "портрет", сильно менялось.

Когда во время многочисленных посиделок республиканского актива и других совместных мероприятий государственных чиновников он молча вместе со всеми внимал словам Лукашенко - это демонстрировало его мышление государственного уровня. Причем операторы БТ обязательно находили его среди всех остальных присутствующих. Не сильно заботясь о том, как он будет выглядеть на экране. Конечно, зевающим или уснувшим его не показывали, но отрешенное выражение лица человека, потерявшего всякий интерес к происходящему, появлялось регулярно.

Когда же Григорий Леонидович оказывался на совещаниях по вопросам АПК, то от него регулярно требовали больше показывать человека труда. Мало, очень мало в эфире БТ счастливых колхозников. Но что делать, если их и в реальности мало, ведь зарплату не платят с весны.

Даже когда Киселя показывали в своем рабочем кабинете, он не воспринимался как полноправный хозяин. Над головой - герб, портрет Лукашенко и флаг. В общем, "я и Ленин". Или наоборот.

Еще один излюбленный прием БТ - демонстрировать Киселя вместе с главным редактором "Советской Белоруссии" Павлом Якубовичем на заседаниях по вопросам согласования идеологической обработки населения. В одном из репортажей их выступления логически продолжали напутствие Мясниковича журналистам на встрече с редакторами с районных и областных СМИ во Дворце республики. Возможно, бывший главный редактор "Могилевских ведомостей" не удержался от выступления, почувствовав себя своим среди представителей районных и областных изданий. Ностальгия - страшная вещь...

Если попытаться найти какой-либо литературно-художественный аналог телеобразу Киселя, то как нельзя точнее всего подойдет образ зицпредседателя Фунта из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Председатель, который должен сидеть в кресле руководителя и не только в нем... Он ничем реально не управляет, он не желает что-то реформировать. Фунт не обязан вообще что-либо знать. Его дело - сидеть! Принимать решения - привилегия великих и помельче комбинаторов. Правда, в случае с БТ сложно назвать имена реальных "комбинаторов", например, тех, которые стоят за службой новостей...

Но образ Фунта не защищает от возможный обвинений в свой адрес, скорее, наоборот. Так, в конце января на совещании по проблеме "совершенствования системы государственного управления в сфере телевидения и радиовещания" в присутствии Киселя Лукашенко основательно критиковал сложившееся на БТ положение. Одним из упреков стало заявление о том, что на экране постоянно мелькают одни и те же лица, отсутствуют новые герои нашего времени. Для повышения конкурентоспособности было решено создать БТ-2.

Подобное заявление не вызвало радости у председателя БГТРК, и он даже попытался, правда, робко, перед телекамерой усомниться в необходимости открытия БТ-2, так как и для одного канала денег не хватает. Но говорилось это не убедительно, а как бы в рамках обсуждения идеи открытия второго канала.

Что же касается нареканий по поводу одних и тех же лиц в кадре, то это просто поставило Киселя в тупик, ведь он не может даже подумать о том, чтобы убрать из кадра того, кто мелькает чаще всех. Тогда кто же лишний?

Не судьба была дождаться Киселю в должности БГТРК открытия второго национального телеканала. Как положено, в пятницу, он был освобожден от занимаемой должности. Для его телеобраза очень показателен тот факт, что диктор сообщила об этом совершенно спокойно и это "кадровое решение" не было первым по счету в оглашаемом списке. Как не была оглашена и причина отставки. Фунт не должен задавать глупых вопросов.

Теперь шеф БГТРК переведен на дипломатическую работу. Назначение на должность посла в Румынии ставит точку в пятилетнем процессе формирования телеобраза Григория Киселя. Теперь у него появится возможность изучать опыт румынского телевидения. А "портрет в интерьере" моно вешать на стенку, как образчик творчества БТ.

Но ясно другое: традиции Киселя, а точнее, могилевский стиль, на БТ сохранятся - первым замом нового председателя БГТРК тов. Чикина назначен руководитель Могилевского областного телевидения. Вторая попытка.


Возврат на главную страницу
Сайт управляется системой uCoz