За здоровое белорусское телевидение |
Возврат на главную страницуС сайта rufon.r2.ru :
Михаил Дмитрук
Телевидение насилует психику
Россия вырвалась в мировые лидеры по манипулированию общественным сознанием. Зрители, слушатели и читатели могут испытать шок, когда узнают, как изнасиловали их психику, убеждая голосовать, за кого нужно, в декабре 1999 года. Об этом рассказывает известный гипнолог, доктор медицинских наук, профессор Леонид Павлович Гримак, который много лет работал главным научным сотрудником ВНИИ МВД, а в последние годы был членом экспертного совета информационно-психологической безопасности Государственной Думы.
- Нейролингвистическое программирование (НЛП) создавалось как наука о здоровом мышлении. С его помощью успешно лечат многие расстройства и недуги. Но выяснилось, что некоторые приемы НЛП очень эффективны при манипулировании общественным сознанием. На Западе эти приемы быстро раскусили и наложили на них ограничения, а в России долго делали вид, что их вообще не существует, и не принимали соответствующих законов. В результате манипулирование общественным сознанием приобрело масштабы стихийного бедствия.
- Но мы специально наводили справки у ведущих специалистов по НЛП - они уверяли нас, что оно применяется только в медицине, но ни в коей мере не для манипулирования общественным сознанием.
- Смешно слышать это от "ведущих специалистов". Некоторые приемы НЛП видны невооруженным глазом, особенно в телевидении. Вот лишь несколько примеров. Вы можете показать портрет неугодного вам кандидата в виде стеклянного витража и под каким-нибудь предлогом - разбить его. В результате за него не пойдут голосовать 50 процентов людей, которым он раньше нравился. Такая закономерность была четко установлена во время медицинских испытании подобного приема. Вы поругались с женой, кто-то оскорбил вас на работе или в общественном транспорте. Воспоминания об этом эпизоде не выходят из головы и причиняют вам страдания. Но представьте себе обидчика в виде витража и "разбейте его палкой" - ваши мысли о злодее потускнеют на 70 процентов. Повторите еще раз - мысли исчезнут вовсе. И если вы попробуете воспроизвести в сознании мучившие вас мысли, то не сможете этого сделать. Такой прием проверен на тысячах клинических случаев. А теперь его применяют на телевидении, когда из сознания избирателей надо вытеснить образ неугодного кому-то кандидата.
- Излюбленный прием некоторых ведущих радио и телевидения - повторять одну и ту же мысль несколько раз подряд, немного изменяя формулировку. В прессе такая тавтология непозволительна, а в "ящиках" она преподносится с особым смаком - зачем?
- Это один из простейших методов внушения. А вот немного сложнее: ведущий делает свою речь нарочито бессвязной: что-то лопочет о том, о чем, но логики нет никакой. Так слушатели и зрители вводятся в гипнотическое состояние, которое необходимо для лучшего усвоения последующего, особо важного сообщения.
- Но ведь гипноз разрешен только в медицине?
- А применяется где угодно. Сам по себе телевизор - мощное гипнотизирующее средство. Никакой другой аппарат не гипнотизирует так сильно. Когда ребенок сидит у телевизора, ему можно положить руку на голову и сказать: "Ну, продолжай спать". И он глубоко заснет, потому что предварительно был загипнотизирован телевизором. Ваша команда подействует неотразимо, даже если вы не гипнотизер. И, кстати, не только на ребенка.
- Наверное, гипнотическое воздействие телевизионной информации еще больше усиливается, когда сообщение делают замогильным голосом, с перепуганным лицом, как любят некоторые теледикторы? - Разумеется. Не меньший эффект имеет "нейтральный" прием - рейтинг политических лидеров. Нам много раз показывают, насколько они популярны у "большинства" сограждан. Сначала мы не соглашаемся с такой раскладкой, но потом привыкаем к ней, забывая о собственном мнении. Когда человеку много раз втемяшивают в голову одну и ту же последовательность имен, он пойдет голосовать именно так, как его научили. Успех "наиболее популярных" кандидатов запрограммирован. А вот еще один интересный прием: взять портрет заказчика политической рекламы и поместить его в верхней части экрана в светлой рамке. Такой образ запечатлевается гораздо сильнее других - в результате очень многие проголосуют за этого кандидата, даже не понимая, чем он им понравился.
- В чем же дело?
- Срабатывает детская привычка: вы смотрите на "папу" снизу вверх и во всем его слушаетесь. А если его образ показать вам в золотом цвете, который наиболее благоприятен для психики, то действие будет неотразимым. Вы можете умом этого не понимать, но бессознательно среагируете, что висящее над вами - свято.Можно найти еще очень много приемов НЛП, которые применяются в информационной войне.
- Люди, которые часто их используют, производят впечатление ненормальных: такой бешеной ненавистью и презрением они дышат. Это - болезнь или игра? Есть ли сумасшедшие среди политиков и тележурналистов?
- Я не думаю, что в политике и журналистике есть психически больные. Но есть люди, специально натасканные имиджмейкерами для того, чтобы иметь свой, неповторимый образ, лучше запоминающийся зрителями.
- Телевидение обрушивает на нас огромное количество телесериалов - художественных и мультипликационных. Зачем это нужно политикам и олигархам, которые владеют телевизионными каналами? - Телесериалы - это серийный гипноз. Бесконечные фильмы показывают для того, чтобы зрители лучше расслаблялись и повышали свою гипнабельность. Намаявшись на работе, вы отдыхаете под "Санта-Барбару" - и потом лучше спите. Но над этой положительной стороной есть много надстроек. Например - реклама. Она идет прямо в подсознание, без всякой критики, когда вы дали телевизору себя загипнотизировать. Не случайно в Америке и Европе сильно распространилась так называемая болезнь насильственных покупок. Люди идут в магазин, приобретают кучу товаров, а дома в ужасе видят, что они им совсем не нужны.
- Не так ли ведут себя многие телезрители, когда в самом интересном месте сериала им рекламируют не товары, а политиков: загипнотизированные бегут их избирать, а потом в ужасе видят, что такие политики им, мягко говоря, не нужны?
- В этом и состоит задача политической рекламы. Рекламирование кандидатов - вот назначение общественного гипноза.
- Но я заметил любопытную закономерность: чем компетентнее специалист в управлении человеческой психикой, тем меньше он признается, что пользуется своим искусством за пределами медицины. А такие асы, как академик РАЕН Игорь Смирнов, утверждают, что в России эти методы оболванивания вообще никто не использует, гораздо дешевле и доходчивее - все говорить публике открытым текстом.
- Это бывает доходчивее далеко не везде. И далеко не всегда человек имеет право на открытый текст: например, когда у него нет доказательств. Тогда он прибегает к иным средствам. Такие средства просто незаменимы, например, когда уважаемого человека надо представить идиотом. Чего только не делали на экране с Юрием Лужковым, разве что голым его не показывали. Все остальное уже было; парик на него надевали, бороду ему приклеивали, делали большие уши и так далее.
- Как это может подействовать на электорат?- Срабатывает примитивная логика: раз с ним такое делают, значит, он плохой. А может - наоборот: страдалец, над которым открыто издеваются?
- Академик Игорь Смирнов страшно меня напугал, уверяя, что современные приемы манипулирования психикой неотразимо действуют на каждого человека и защититься от них невозможно. Неужели все мы - послушные марионетки в руках телевизионных кукловодов?
- Если вы против Жириновского или Путина, то вас невозможно убедить отдать им свой голос. Ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, ни диспарантный ввод зрительной информации, ни запись звуковых команд на обратном ходу - ничто не заставит вас проголосовать против своей совести. Все эти методы не действуют на тех, кто сформировал в себе четкие политические убеждения. Можно манипулировать сознанием только тех людей, которые неустойчивы в каком-то вопросе.
- Леонид Павлович, а как действует на здоровье манипулирование нашим сознанием?
- Очень плохо. Ведь человек живет потому, что у него есть множество жизненных стереотипов. Он должен с утра сделать зарядку, пожелать здоровья домашним, пойти на работу, выполнить ее добросовестно и так далее, наконец - любить свою Родину. А передачи и публикации, о которых мы с вами говорили, разрушают жизненные стереотипы. Под действием ядовитой информации кажется, что страна погибла, честных людей не стало, кругом одни жулики и развратники. Рушится вера в добро и справедливость, исчезает смысл и радость жизни. Подрываются базовые стереотипы, исчезает психологическая опора. А когда ее нет, резко падает биологическая сопротивляемость организма. Прежде всего летит иммунитет - человека начинают одолевать инфекционные заболевания. Снижается жизненный тонус, у мужчин развивается импотенция, у женщин - фригидность. Люди раньше стареют и умирают. - А как действует эта чернуха на тех, кто ее стряпает?
- Отравители нашего сознания с утра до ночи купаются в состряпанной ими ядовитой информации, которая очень вредна для здоровья. А главное - они пробуждают темную энергию не только в себе, но и в зрителях. Как показали исследования биоэнергетиков, эта разрушительная энергия возвращается бумерангом к своему источнику. В результате очернители получают гораздо больше вреда, чем сами сотворили.
- К чему это может привести?
- Все начинается с астении - снижения общего тонуса. Повысить его не удается никакими допингами, потому что они не устраняют первопричину. А дальше - где тонко, там и рвется.Политические злопыхатели окружены толпами телохранителей и считают себя в безопасности. Но это иллюзия: отравителей нашего сознания природа накажет гораздо раньше, чем их постиг бы народный гнев.
["ИГ", блок "Невероятное", 11.2001]
Русская УФОлогическая Сеть (РУФОС), 2001
Почта: Россия, 614010, Пермь, а/я 5172
http://rufon.r2.ru
E-mail: Nikolay.Subbotin@psu.ru